Наверное, отыскать водителя, который положительно относится к инспекторам ГИБДД также сложно, как иголку в стоге сена. И не удивительно. Гаишники уже давно стали героями анекдотов и даже немногочисленные фильмы, призывающие пересмотреть свое к ним отношение, справляются со своей задачей довольно плохо. Впрочем, влиять на отношение людей к представителям госслужб – занятие неблагодарное, а вот сравнить методы работы дорожных инспекторов в разных странах лишним не будет.
В качестве примера возьмем одну из бывших республик Советского Союза – Эстонию. Во-первых, продолжительное время мы были единым политическим и экономическим пространством и правила у нас были одинаковые. Во-вторых, с момента начала самостоятельного плавания обеих стран прошло уже 20 лет, а это немалый срок и сравнить, какие изменения произошли в некогда едином пространстве, довольно интересно.
Для начала стоит отметить, что с 1 июля 2011 года правила дорожного движения в Эстонии были упразднены. Им на смену пришел довольно сырой Закон о дорожном движении, эффективность которого вызывает споры и спустя некоторое время после его вступления в силу. Эстонским водителям не обязательно иметь при себе водительские права и техпаспорт транспортного средства, при условии, что за рулем находится его владелец. Вместо водительских прав по требованию полиции достаточно предъявить любой документ с фотографией, остальное работники правопорядка могут проверить через компьютер.
Время от времени на дорогах Эстонии проводятся массовые операции. Довольно часто проходит акция под названием «Дуют все!», призванная выявить находящихся за рулем в нетрезвом состоянии. Примечательно, что контролю в таких случаях подвергаются действительно все, проезжающие охваченный проверкой участок пути, включая водителей общественного транспорта и, страшно сказать, депутатов и прочих персон особой важности. При этом если выявляется водитель даже с остаточными явлениями, избежать ответственности у него шанса нет.
Кроме того, работники полиции имеют право аннулировать техосмотр, если обнаружат явные неисправности автомобиля. Правда, случается это довольно редко. А вот если в баке обнаружат контрабандное топливо, отвечать придется по всей строгости закона. Касается это владельцев дизельных автомобилей. Дело в том, что дизель, которым заправляют трактора и автобусы, не облагается акцизным налогом, благодаря чему его стоимость почти вдвое ниже, чем у топлива, предназначенного для частников. Отличается оно лишь цветом. То, что предназначено льготникам, окрашено в синий.